— Евгений, Вы видели картонного человека?
— Думаю, что сегодня я попробую его видеть.
— Откуда же Вы знаете, что он есть?
— Я его заметил!
— Где?
— О, доктор! Ты не поймешь. Когда ты видишь темноту, где-то на краю скачут образы. А чуть дальше, за краем, опять темнота. Я всегда любуюсь темнотой перед сном. Когда еще не спишь, но уже не можешь открыть глаза, словно их засыпало песком. Но однажды я заметил, что темнота за краем отличается. Она настоящая.
— А как Вы достигаете края?
— Просто смотрю и жду, когда появятся образы. Потом перевожу взгляд чуть в сторону.
— То есть Вы просто закрываете глаза и смотрите?
— Да. А потом начинаю замечать.
— И что же Вы заметили?
— Много интересного. Там целый мир. Он пустой. Но интересный.
— Хорошо. Мир пустой. А как туда попал картонный человек?
— Доктор, ты дебилушко. Я же сказал, что он там всегда был. И есть.
— И сейчас есть? То есть я могу увидеть?
— Не можешь. Потому что сегодня его буду видеть только я.
— Хм… а заметить?
— Можешь! И я его сначала заметил. Смотрел-смотрел в темноту, а он взял и пробежал мимо. Далеко и быстро.
— Хорошо. Давайте я тоже попробую его заметить. Я закрываю глаза и?
— Ты неправильно смотришь.
— Но мои глаза закрыты.
— Ты неправильно смотришь.
— А куда надо смотреть? Сюда?
— Ты неправильно смотришь.
— И здесь нам пришлось прервать собеседование. Так повторялось еще два раза.
— И где же тут персеверации? Где отказ от общения? — профессор испытующе смотрел на Аннушкина. — Он пытался научить Вас, как правильно смотреть.
— Не думаю. Он не хотел, чтобы я научился замечать. Или боялся, что я не пойму разницы между “заметить” и “увидеть”.
— А Вы эту разницу поняли?
— Да. Это как раз два разных бредовых сюжета. Первый сюжет: пациент наблюдает за темнотой и любуется сменой образов. В этом мельтешении он замечает особенную галлюцинацию, которая становится основой бреда. Ее может заметить каждый.
— И поэтому надо всех обзвонить и предупредить? Несостыковка, Аннушкин.
— А это уже второй сюжет бреда. Когда картонного человека можно не только заметить, но и увидеть. Сейчас…
Диктофон зашипел снова.